О Викторе Войналовиче

 ВИКТОРУ ВОЙНАЛОВИЧУ, ФОТОГРАФУ И ЧЕЛОВЕКУ, ПОСВЯЩАЕТСЯ…

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА БАМА В ФОТОГРАФИЯХ ВИКТОРА ВОЙНАЛОВИЧА

1977 — 1984

ВИКТОР ПЕТРОВИЧ ВОЙНАЛОВИЧ — БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Виктор Войналович - автопортрет

Родился 15 февраля 1955 года в г. Житомир. Рано потеряв родителей, воспитывался в детском доме. Позже работал в фотоклубе г. Житомира, был призером городских фотовыставок. На БАМ приехал в 1976 году. Работал в Куне́рме, Северобайкальске, Киче́ре, Таксимо́. Талантливый фотограф, он сотрудничал с журналом «Советское фото», газетами «Комсомольская правда» и «Собеседник». Его фотографии рассказывали о трудовых буднях строителей БАМа, о красотах местной природы, о людях, которые работали на этой великой стройке.
Трагически погиб 23 сентября 1986 года.

§

ОТРЯД ИМ.Н.ОСТРОВСКОГО, КУНЕРМА — ВСПОМИНАЕТ ГРИГОРИЙ ЛИСОВОЙ

Г.Лисовой«Ехали мы поездом из Киева до Москвы, потом до Красноярска и до ст. Лена г.Усть-Кут, из Усть-Кута вахтовками до Кунермы. В помощь сопровождающему за порядок в вагоне среди девочек отвечала Валя Перегудова, а среди парней я. Если с некоторыми парнями по дороге были небольшие проблемы с дисциплиной, то с Виктором никаких проблем не было. Он был тихий, спокойный паренёк, заметен был лишь только тем, что постоянно был с фотоаппаратом. В Кунерму мы приехали 12 сентября. Пару дней отдохнули, и с 15 сентября начали работать. Распределили нас в основном по уже существующим бригадам лесорубов и плотников, а девчонки были малярами-штукатурами. Работали как обычно, по 8 часов в день, суббота и воскресенье — выходные. Посёлок Кунерма наш был маленький, когда мы приехали, там проживало около 200 человек, в поселке уже было построено 5 общежитий и с десяток четырехквартирных домиков, столовая, магазин, контора СМП-582, строилась школа, жилье, котельная, теплотрассы. Мы все знали друг друга в лицо и встречались каждый день, а то и по несколько раз в день, так что пересекались мы с Виктором постоянно. Где-то через неделю числа 18-19 сентября выпал первый снег, сначала в горах, а через пару дней и в поселке, и началась первая БАМовская зима. Снегу насыпало очень много, местами было больше 2.5 м, начались сибирские морозы. Нас одели в теплую одежду, валенки и работали мы в любую погоду до -40, если же было ниже -40, тогда объявлялся актированный день. Я работал лесорубом и Виктор тоже, по-моему, работал в лесу. Рубили мы просеку под ЖД. Работы было много и она была тяжелой. Нужно было спилить деревья; всё, что в диаметре в вершине было больше 20 см, шло в деловую древесину для строительства поселка, а остальное нужно было покряжевать, снести в кучу и в костер. После нас должна была остаться чистая просека шириной в 70-80 м.
Перед тем как спилить каждое дерево, нужно было очистить снег вокруг него, что не всегда получалось, так как снега было очень много и были случаи, когда весной сходил снег, появлялись пни высотой до 1 м и более.

Ребята из отряда им. Н.Островского в Кунерме — 12 сентября 1976 года. Первая фотография В.Войналовича, сделанная им на БАМе

Ребята из нашего отряда были инициаторами строительства во внеурочное время клуба для поселка, так что в выходные все дружно, в том числе и Виктор, работали на строительстве клуба. Позже, когда освободилась бригада строителей, строительство клуба отдали им.

Поселок наш строился ударными темпами, люди трудились на совесть, никто не хныкал и не сачковал. К весне 1977 г. в поселке все общежития и жилые дома были подключены к центральной котельной и водопроводу, построена водонапорная башня, сдавались в эксплуатацию новые дома и общежития, детский садик, заканчивали строительство школы и спортивного зала, лесорубы всю зиму полным ходом рубили просеку под ЖД. Все эти работы велись под руководством начальника СМП-582 Валерия Александровича Скурского — умного руководителя и прекрасного человека — и его команды ИТР.

Несмотря на то, что снабжение поселка было хорошее, все равно людям часто надо было по личным вопросам в г. Усть-Кут — а это 262 км в один конец — и почти всегда были попутчики и какие-то заказы. Так как магазина культтоваров у нас не было, Виктор часто давал мне поручение привезти ему из города фототовары, несколько раз ездил и сам со мной в Усть-Кут.

В памяти у меня навсегда Виктор остался как обычный молодой парень, невысокого роста, плотного телосложения, всегда с густой черной красивой бородой и улыбкой на устах. Помню, однажды я его встретил, когда он возвращался из леса. На улице был очень сильный мороз, он шел, одетый в полушубок, обвешенный фотоаппаратами, на плече нес лыжи, подбитые камусом, а вся его густая борода и сам он весь был полностью покрытый плотным слоем инея, светились только одни радостные глаза. Когда я смотрю на его фото, мне не верится, что его уже нет среди нас».

/Григорий Яковлевич Лисовой — в 1976 году вместе с В.Войналовичем приехал с Украины на БАМ, в Кунерму в составе отряда им. Николая Островского. Работал в Кунерме в АК-14 до октября 1983 года./

§

О ВИКТОРЕ

О.А. Колесникова

«Виктор Войналович работал фотографом (по штатному расписанию — лесорубом) в СМП-670 треста Нижнеангарсктрансстрой — строительной организации , созданной для строительства поселка Таксимо. Он с радостью принял приглашение начальника СМП А.А. Мезенцева, так как получил возможность на бурятском участке БАМа продолжить свою фотолетопись.
Отдых для строителей, пока строился ДК «Корчагинец», организовывался на спортплощадке, под открытым небом. Я проводила дискотеки, сопровождаемые видеорядом из слайдов Виктора. Нашим серьезным совместным проектом стало многожанровое произведение — театрализованное дископредставление с элементами теневого театра, хореографии и, конечно, великолепными слайдами на тему экологии. С этой программой мы участвовали в фестивале документальных фильмов в г. Северобайкальске, разумеется, вне программы, так это был не наш жанр. Но после того, как мы выступили, вся присутствующая на фестивале пресса выскочила из зала за нами. На фоне монотонных черно-белых короткометражек природные зарисовки Виктора, запечатленные на слайдах, были просто неотразимы!

Виктор показывал свои слайды через два диапроектора «наплывом», применяя самодельный реостат. У бамовской молодежи, незнакомой с «цифрой» и прочими технологиями, да еще в тайге, слайд-фильмы Войналовича оставляли самые яркие и незабываемые впечатления.

После трагической гибели Виктора его личные вещи и фотоархив – сколоченный Виктором ящик с множеством отсеков для пленок — перенесли в фотолабораторию, которую еще при жизни он оборудовал в ДК «Корчагинец». Виктор печатал там на рулонной матовой бумаге фото больших размеров. Эти его «фотообои» еще долго украшали офисные здания различных строительных организаций. Так получилось, что в этой лаборатории на втором этаже образовался музей Виктора. Приходили школьники, молодежь постарше, а я показывала «наплывом» под грустную музыку грампластинок из его домашней фонотеки его же слайды.

Даже пришлось заняться фотографией. Был в Таксимо такой период, когда поселок остался без фотоуслуг, некому было сделать фото на документы. Открыла при доме культуры фотосалон — в наследство от Виктора достался увеличитель, а химикаты для печати в нужной пропорции развешивала на специальных весах.Я жила неподалеку от дома культуры и однажды ночью проснулась от странных звуков — то стрелял шифер на здании «Корчагинца». Тогда предпринимательский бум только начинался, и в ДК открыли магазин. От него и загорелось. Пожар еще не успел охватить левое крыло, где находилась лаборатория. Я кинулась спасать архив. Со второго этажа на веревках мне помогли спустить вниз этот бесценный ящик с фотонаследием В. Войналовича. Сгорело много его работ, фотографий, цветных слайдов. Сгорели его диапроекторы с самодельным реостатом… И вот уже четверть века фотоархив Виктора хранится у меня. А именно: фотолетопись строительства БАМа 1976-1986 годов. Северобайкальск, Кунерма, Кичера, Таксимо. События и люди тех легендарных лет. К юбилею треста «НАТС» Виктор Петухов издал красочный фотоальбом «БАМ — территория красоты», в котором использовал несколько снимков своего тезки. Фотографии Виктора украшают многие семейные альбомы теперь уже старых бамовцев, как напоминание о самых счастливых годах. К сожалению, мы так и не издали персональный фотоальбом Виктора Войналовича. Уже уходит поколение первостроителей БАМа… Будут ли кому-то еще интересны фотомгновения великой стройки, которые увидел, запечатлел и оставил Виктор Войналович…»

/О.А.Колесникова — главный специалист по культуре и туризму администрации муниципального образования «Муйский район». Работала корреспондентом, затем главным редактором районной газеты «Муйская новь». На БАМ приехала после окончания Восточно-Сибирского института культуры в 1982 г. культ. организатором в СМП-670 треста Нижнеангарсктрансстрой./

§

ЖИЗНЬ КАК ЗАПЕЧАТЛЁННЫЙ СНИМОК (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ «МУЙСКАЯ НОВЬ»)

О.А. Колесникова

«Величайшая стройка века – БАМ — позвала в суровые сибирские края людей разных судеб и характеров. В основном это были молодые, здоровые, жизнерадостные, романтично настроенные люди. Виктор Петрович не был исключением. Но от большинства его отличала фанатическая любовь к фотографии. Это было не увлечение, а скорее дело его жизни.

Он был простым парнем, о себе говорить не любил. Может быть, поэтому у людей, знавших его, не осталось подробностей о его жизни до БАМа. Известно лишь, что Войналович Виктор Петрович воспитывался в детском доме, родителей не помнил, а свою семью так и не успел завести. И тем не менее, он был счастливым человеком, у него было много друзей.

Свою бамовскую биографию начал с Кунермы (по сведениям с 1977 года, возможно и раньше), затем была Кичера и, наконец, Таксимо. В Таксимо работал в СМП – 670, но основным его занятием было фотографирование объектов строительства, людей, природы. Удивительное дело фотография! Она может рассказать о многом: по ней можно определить эпоху, уловить настроение, определить быт и прочие мелочи. Она как и книга расскажет о людях и событиях. Фотографии, фотосюжеты, композиции, слайды, фильмы В. П. Войналовича рассказывают о замечательных страницах величайшей стройки БАМ.

Виктор Войналович в своей лаборатории в ТаксимоИз воспоминаний Ольги Анатольевны Колесниковой, главного редактора газеты «Муйская новь»: «Мне посчастливилось работать с Виктором Войналовичем в начале 80-х годов. Я культорганизатор при профкоме СМП – 670. Он фотограф СМП, а по трудовой – лесоруб какого-то там разряда. В тот период в Таксимо он был единственным фотографом: снимал людей на доску почета, фото на документы, оформлял фотокартинами офисы. Но главным его предназначением было создание фотолетописи БАМа, которую он начал еще с Кичеры».

Сохранилось гарантийное письмо, которое «выдано Войналовичу В. П., бывшему рабочему СМП – 608 для авторских прав на публикацию в прессе и доступ к печати негативов и слайдов о истории поселка Кичера и отряда имени XVIII съезда ВЛКСМ». В левом уголке этого письма штамп треста Нижнеангарскстрой и дата 19.01.1982 года.

Виктор Петрович действительно был творческим человеком, настоящим художником. Всегда находился рядом со строителями БАМа, мечтал выпустить книгу о природе Сибири. А еще он очень трепетно относился к ветеранам Великой Отечественной войны.

Из воспоминаний Феськовой Галины Васильевны, начальника РУО: «Виктор был частым гостем в нашей семье, наверное, еще и потому, что витимские красоты не могли не привлекать его творческую натуру. Но мне хотелось бы рассказать об одном небольшом эпизоде – встрече по возвращении его из Москвы. Туда он ездил со своим слайдовским фильмом в День победы. Рассказывал взахлёб с трепетным волнением о встрече с ветеранами на Красной площади. В его словах было столько уважения, преклонения перед мужеством и героизмом людей, прошедших через войну. Его фильм был отмечен в столице, но Виктор как будто бы забыл об этом, он показывал нам массу слайдов, сделанных в День победы на Красной площади».

Неслучайно как художник он имел диплом за активное участие в областном конкурсе кино и слайд-фильмов, посвященным 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Даже по воспоминаниям людей, знавших Виктора Петровича, можно дорисовывать его портрет. И я не ошибусь, если отмечу, что он был, видимо, очень целостной натурой. О его характере расскажут многочисленные фотографии, сделанные им.

Из воспоминаний О. А. Колесниковой: «Сохранился фотоархив Виктора (черно-белые негативы), его удалось спасти во время пожара ДК «Корчагинец» в начале 90-х, где он еще при жизни оформил фотостудию. Впоследствии там же хранились его книги, пластинки и, конечно, негативы. В это уютное помещение на втором этаже ДК приходили целыми классами. Я показывала через диапроекторы его слайд-фильмы: «Путешествие по Монголии» (проявлен после его гибели), «Ушедшие в Бессмертие» – поднятие самолета на Шаман-горе, о природе БАМа. Эти фильмы производили на детей сильное впечатление: слайды демонстрировались на двух диапроекторах через реостат методом «наплыва», создавая причудливые картины, все это сопровождалось фонограммой.

На этом приеме основывалась наша совместная с Виктором работа «Сохраним планету Земля». С этим слайд-фильмом мы выезжали в город Северобайкальск на региональный фестиваль любительских фильмов, где заняли призовое место. Впоследствии, работая режиссером дискотеки, я в каждой тематической программе использовала слайды В. Войналовича».

Хотелось бы рассказать еще об одном эпизоде из жизни Войналовича, о котором вспоминает руководитель группы спелеологов г. Усолье-Сибирское А. Осинцев. Его группа занималась изучением пещеры «Долганская яма», что недалеко от п. Багдарина. В одну из экспедиций к ним присоединился таксимовец Виктор Войналович. Группа настороженно отнеслась к незнакомцу, но после показа своих слайд-фильмов он стал полноправным членом их группы. В этих фильмах он был весь как на ладони. Гибель Виктора потрясла всю группу, и его именем они назвали самый большой грот в пещере, об этом написано в книге Р. Цыкина «Карст Сибири».

Виктор Петрович Войналович был известен не только на БАМе, его знали как художника-фотографа читатели «Собеседника», журнала «Советское фото», газеты «Комсомольская правда».

Как истинный бамовец, Виктор Петрович Войналович 2 ноября 1981 года был удостоен правительственной награды: медали «За строительство Байкало-Амурской магистрали».

Жизнь Виктора Петровича Войналовича была короткой, но очень яркой. Как все художники из всех времен года он больше всего любил осень и каждый сентябрь уходил в тайгу. По возвращении домой проявлял множество пленок, включал диапроектор, ставил любимую пластинку и на экране рождалось чудо.

Той осенью 1986 года Виктор Петрович, как обычно, засобирался в лес. Он ждал машину, которая должна была подбросить его на Витим. Все было как обычно, вот только почему-то на этот раз он слегка нервничал. Лихорадочно поглядывал на часы, а со стен его квартиры на него смотрели заснеженные ели, с большого портрета глаза любимой девушки, когда-то не разделившей его чувства, может быть, поэтому и не женился.

Из воспоминаний Феськова Владимира Александровича: «Осенью 1986 года я пригласил Виктора Войналовича прокатиться по Витиму. Мы, как обычно, собирались порыбачить, а Виктор фотографировать. Время, отпущенное нам на наши дела, заканчивалось, пора было выходить на работу, а у Виктора оставалась еще свободной следующая неделя. Осень в том году показалась ему не очень богатой цветом, пленка оставалась, да к тому же ему понравились слайды, снятые сверху с Южно–Муйского хребта. Я предложил ему походить по реке Ушмун и подняться на хребет.

От продуктов он отказался, часто он вообще ходил, пользуясь только подножным кормом, и в этот раз мне удалось почти насильно дать ему хотя бы одну булку хлеба. Проводить его не было времени, только объяснил, как найти нужную тропу и зимовье, благо идти-то надо было километров 6-7. Сроки не устанавливали, просто в разговоре он упоминал о том, что ему надо бы вернуться в Таксимо к 1 октября.

К 1 октября он не пришел и я решил сходить к нему, благо был выходной. За час дошел до зимовья и сразу все стало понятно. Книжка, которую брал у нас, открыта и видно, что прочитал 3-4 страницы, от булки хлеба отрезана только корочка, а прошло уже больше недели.

Оставался очень маленький шанс найти его живым. Я еще надеялся, что он увлекся и упал в ручей, вдоль которого шла тропа. Местами там берег высокий и крутой. Но этим я, конечно же, больше успокаивал себя. А испугался я очень сильно.

Так как оружия у меня не было (я принес только немного продуктов), подобрал топорик Виктора у зимовья и пошел дальше. Но это была уже не та легкая прогулка от поселка до зимовья. Пугало все. Я шарахался от белок, когда они с цоканьем в метре от меня с земли убегали вверх, от мышей и птичек, от любого звука и движения в лесу. И вот, немного не доходя до «голубичной поляны» — есть там такое место — прямо на тропе стоит абалаковский рюкзак Войналовича, набитый фотоаппаратами, объективами и прочими принадлежностями. В первую очередь я повернул к ручью, Виктора там не нашел, но метрах в 50 ниже по течению увидел медведя. Большой мертвый медведь лежал в завале, нанесенном ручьем по большой воде. Пропала последняя надежда увидеть товарища живым. Вернулся к рюкзаку и от него стал кругами искать тело. Нашел почти сразу же метрах в 30 от рюкзака, недалеко от тропы, но с противоположной от ручья стороны. Увидеть сразу мешали кусты. Узнал только по своим бахилам. Целыми только и были части ног, закрытые бахилами и руки до локтя закрытые энцефалиткой, стащенной медведем. В одной руке был зажат патрон к его ружью, а другой он, видимо, хотел вытащить нож.

Хотя и прошло довольно много времени, но все же по всяким следам можно было догадаться, хотя бы приблизительно, как они встретились и не разошлись.

Виктор вышел из зимовья рано утром, скорее всего еще до рассвета, в надежде пофотографировать утром с гор. Ружье – одностволка – всегда было с ним. Патроны заряжены в основном мелкой дробью. Километра через 1,5 – 2 на тропе ему и встретился медведь. Местные охотники говорят, что в сумерках медведь видит не очень хорошо.

Виктор оставляет рюкзак на тропе, причем не бросил кое-как, а аккуратно поставил, боялся за свою фотоаппаратуру, еще надеялся мирно разойтись. Сошел с тропы и стал отходить назад и вправо, медведь пошел за ним, постоянно приближаясь. Потом медведь встал на задние лапы и тогда уже Виктор выстрелил. Между ними было 5-7 метров. Дробь попала медведю в нижнюю часть живота. Второй раз выстрелить Виктор не успел. Медведь снес большую часть черепа.

Трогать на месте я ничего не стал, пошел в поселок сообщить о случившемся. Позвонили в Таксимо. На следующий день приехали из Таксимо друзья Виктора, из нашего поселка взяли врача для освидетельствования и еще несколько человек, вынесли останки и увезли в Таксимо».

Как все это случилось, узнать никому уже не суждено. Жуткие последние снимки с места трагедии, кадры, которые он никогда не увидит. А рядом тихо шуршал ручей, кружа хрупкий лист осины, оборванный ветром, подобно тому, как оборвалась жизнь фотографа, художника, замечательного человека, нашего земляка, бамовца Виктора Петровича Войналовича.

Витимское небо в глазах отразилось,
Как снимок, который ему не печатать…

Эти строки из стихотворения В. Лавренчука написаны в память о Викторе Войналовиче. В последний путь Виктора Петровича Войналовича провожали всем поселком.»